По всей Якутии Сунтарская земля славится праздником Ысыах и народными талантами.
Одним из якутских самородков считается Сергей Афанасьевич Зверев – Кыыл Уола. Его уникальный талант был многогранен – народный певец, олонхосут, непревзойденный знаток народного искусства, основоположник якутской национальной культуры. Древнейшие пласты якутского песенного фольклора, записанные им в разное время, послужили основой зарождения якутской массовой песни.
Родился Кыыл Уола в июле 1900 года в Тюбяйском наслеге Сунтарского улуса Вилюйского округа. От своих предков он унаследовал природный ум и недюжинные способности. Дед Антон Дьапта был прославленным олонхосутом, – отец Кыыл Охонооьой – славился олонхосутом, плотником и мастером по серебру, мать – Хара Мотуруона любила рассказывать сказки, предания, олонхо. Мальчик с детства был окружен атмосферой поэтического творчества, народного искусства. В развитии его природного дара большую роль сыграл талантливый сказитель Яков Ырдьан. С 11 лет Сергей путешествовал по родному краю – Нюрбинскому, Мархинскому, Вилюйским улусам, по Олекме, Витиму, Оленьку. Повзрослев, работал в Бодайбо на золотых приисках, добрался до далекого Амура. Рано начал самостоятельную жизнь. Зверев является одним из зачинателей распространения изначально бытовавших в якутском народе старинных имен, которые он дал своим детям: Сиэнэкэ, Тегул, Куегэйээнэ, Туйаарыма. Сергей Афанасьевич был женат трижды. Первая жена умерла при родах. На своем жизненном пути он встретил еще двух женщин, подаривших ему любовь и детей. Они обе – единственные дочери почитаемых в Сунтарском и Нюрбинском улусах семей – отличались от природы крепким здоровьем и плодовитостью.
Но у них представления о семейном благополучии оказались разными: Анастасия Потаповна, воспитанная в достатке, предпочитала обеспеченную, размеренную жизнь, с твердо установленным укладом, где все ясно и основательно. Почти уже 50-летний Зверев понимал, как скоротечна человеческая жизнь: время уходило, у него все меньше пространства для самовыражения, для реализации накопившегося творческого потенциала, и он не смог отказаться от предначертанного пути, принести в жертву искусство.
В 1945г. в Нюрбинском улусе в Аранастахе на Ысыахе Победы он познакомился, а потом поженился с молоденькой Дорой Федоровой – образованной девушкой из семьи потомственных интеллигентов (подаривших якутскому народу не одно яркое имя). Стойкая, мужественная и мудрая Федора Ивановна взвалила на себя все хлопоты по хозяйству, безропотно перенося продолжительные отлучки супруга, всячески поддерживала любые начинания мужа. Благодаря ей якутская культура обогатилась духовными сокровищами, впоследствии ставшими национальным достоянием народа.
Как носитель подлинной народной культуры Сергей Афанасьевич в воспитании собственных детей руководствовался принципами народной педагогики, основанными на непререкаемом авторитете отца и матери, любви к труду, бережном отношении к природе, уважение к профессионализму и поощрении творческих способностей. Четырнадцать его детей от двух браков стали специалистами с высшим и средним специальным образованием. Среди них есть заслуженные работники, член Союза журналистов России, юристы, строители, представители науки, культуры и искусства.
Зверев был непревзойденным запевалой осуохая, прекрасно знал обрядовые танцы, музыкальный фольклор, шаманские мистерии, этнографические реалии, обладая феноменальной памятью, он притягивал к себе специалистов – профессиональных фольклористов, музыкантов, хореографов, литературоведов, этнографов. Он чрезвычайно трепетно относился к осуохаю, среди запевал не было равных Звереву.
В 1944г. в составе делегации деятелей культуры, руководителем которой был композитор М.Н. Жирков, Зверев выехал в Москву на встречу с работниками искусства столицы, чтобы разработать репертуар музыкального театра Якутии, а в 1947г. его пригласили в Якутск в государственный музыкальный драматический театр, в качестве консультанта в постановке первой Якутской героической оперы «Нюргун Боотур» – единственной инсценировки одного из вариантов Олонхо, ценного памятника духовной культуры народа саха. Музыкальное наследие Зверева сохранилось благодаря первому композитору Якутии Марку Жиркову.
В суровые годы войны 1941-45гг. творчество Зверева, его голос обрели особую силу. В произведениях звучали горячая вера в победу («Песня о проводах», «Благословение огня», «Мы победим»). В них – история нашего народа, его вчера, сегодня и благополучие завтра. Его произведений философский стиль точно соответствовал психологическому настрою тех дней: в форме олонхо он воспевал историческую победу советского народа.
Сергей Зверев был очень чутким, реагировал на каждое событие в жизни своего народа и отображал все это в своих произведениях: знакомые народу картины быта, трудовые будни, душевные порывы и чаяния простого человека, его историю вчерашнюю, сегодняшнюю и будущую. Его олонхо «Куллустай Бэргэн», поэмы «Слава тебе, седая тайга!», «Девушка с коромыслом», «Мое сердце», «Сказание о великой Москве» вошли в золотой фонд литературы, отрывок последней поэмы был включен в программу празднования 800-летия Москвы:
«Москва! Тобой развеяна незнания мгла!
Москва! Ты зори разума зажгла,
Ведь ты была обителью всегда
Мужей искусств, науки и труда.
Ты – центр, где рос и креп из рода в род
Великий русский богатырь – народ!»
Эта поэма неоднократно переиздавалась, так, в подарочном оформлении, на шести языках книга была выпущена по инициативе сына Дмитрия Сергеевича Зверева. При выпуске неопубликованных произведений к 100-летнему юбилею Кыыл Уола, сборник составлял другой сын сказителя – Тегул Сергеевич Зверев.
С.А. Зверевым создано более 30-ти якутских народных танцев, которые являются уже классикой. Им постановлены также танцы многих народов СССР, он является автором и постановщиком танца «Узоры» – вершины хореографического творчества, увидевшей сцены многих мировых центров культуры. Как знаток музыкального наследия своего народа, он сочинял танцевальную музыку, используя естественные природные шумы, органично чувствуя природу и характер танца передавал образам живое дыхание, также был прирожденным художником, владеющим тонким эстетическим вкусом: часто сам создавал эскизы сценических костюмов.
Свидетельством признания величайшего таланта Зверева были выступления на сцене Государственного академического Большого театра (1947г.), в культурной программе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957г.), в большом театрализованном представлении «Сияние Севера» в Москве (1960г.), в Кремлевском Дворце съездов (1965г.).
Многогранное творчество С.А. Зверева-Кыыл Уола через звук – музыку, слово, поэзию, движение – танец воспринимается как целый культурный феномен. Свою жизнь в искусстве он начал с творческих поисков на самодеятельной сцене, завершил ее профессионалом высокого класса.
Умер С.А. Зверев после продолжительной болезни в больнице в 1973 году, весной. Перед смертью, великий сказитель сказал сыну Тегулу, что совершил непоправимую ошибку, не отказав в просьбе приезжей съемочной группы с юга на Ысыахе 1972г., исполнял роль шамана. С того момента, как он считал болезнь проникла в него через горло. Поэтому он завещал, что нужно к традициям, верованиям своего народа относиться серьезно и с осторожностью.
Материал подготовила
общественный корреспондент В. СТРУЧКОВА.
(Использованная литература: Д.С. Зверев – “Аҕам туһунан аман өс”. А.Н. Зверева – “Абылаҥ”,
“Айыылартан айдарыылаах” – сост. В.В. Илларионов. “Сергей Афанасьевич Зверев-Кыыл”
– биобиблиографический указатель)