На сороковой день после Пасхи – Воскресения Христова – празднуется Вознесение Господне. В нынешнем году для Православной Церкви дата этого очень важного события выпадает на 9 июня. Важного потому, что Воскресение Христа и его Вознесение – это основа христианства.
О значении этого события для читателей «Маяка Арктики» рассказал священник Серафимо-Никольского храма Отец Алексий.
– Вознесение Господне относится к главенствующим торжественным датам Православной Церкви, так же, как и светлая Пасха и великая Троица. Это один из двунадесятых праздников церковного года.
Ежегодно на 40-й день после Пасхи, в четверг шестой недели по Пасхе, православный мир празднует Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа.
Сам день связан с последним днем нахождения Иисуса на земле. После воскресения Иисус являлся наяву своим апостолам, затем на 40-й день позвал апостолов на Гору Гелионскую и благословил их на праведные дела и поступки. После совершения благословления Иисус стал отдаляться и постепенно исчезать. Наяву казалось, что он возносится в открытые Небеса.
Праздник Вознесения показывает нам то, к чему мы стремимся, чтобы наша душа вознеслась на Небо ко Господу.
Победив смерть, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем воскресении. Вознесение Господне – это праздник Неба, открытие человеку Неба как вечного дома.
Воскресение Христово и его Вознесение к Небесному Отцу показывает нам, что наша душа бессмертна, что она вознесется ко Господу в его Небесную Обитель, и что мы должны стремиться жить по Евангелию.
Конечно мы не знаем места, где находится Рай Небесный, но мы имеем в виду присутствие Божие. И служение Ему в будущей жизни – это и есть цель нашей жизни, это и есть высшая радость для христианина.
– Отец Алексий, новые колокола на звоннице нашего храма звонили в День памяти преподобного Серафима Вырицкого, одного из двух святых, которым посвящен храм в Тикси. Преподобный – это особый лик святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Как Серафим Вырицкий был причислен к лику преподобных?
– В первую очередь именно монашеская жизнь отличается особым, более напряженным устремлением к Богу, и потому только монахи, прославленные Церковью, носят имя преподобных.
В миру Серафим Вырицкий был успешным предпринимателем-купцом второй гильдии. В дореволюционной России такие купцы владели очень большим состоянием. Годовой доход Серафима Вырицкого (в миру В.Н. Муравьева), занимавшегося успешно торговлей пушниной в России и в Европе, составлял 60 тыс. золотых рублей.
В 1920 году он и его супруга приняли монашеский постриг, отдав все свое состояние в монастырь. В монашество Серафим Вырицкий во всем подражал своему небесному покровителю – святому Серафиму Саровскому, в жизни бывшему монахом в одном из монастырей Нижегородской губернии.
Подражая Серафиму Саровскому, Серафим Вырицкий принял на себя новый подвиг. С середины 30-х годов прошлого века, когда снова усилились гонения на Православную Церковь, Серафим Вырицкий молился на камне в саду перед иконой Саровского чудотворца.
С начала Великой Отечественной войны старец усилил подвиг моления на камне – стал совершать его ежедневно, и молился до снятия блокады с Ленинграда.
Жизнь монаха подобна ангелу, который явился на землю. К Серафиму Саровскому приходили и приезжали в Вырицу великое множество людей. Вплоть до своей смерти в 1949 г. он вылечил и утешил огромное количество обращавшихся к нему.
Предприниматели считают Серафима Саровского своим покровителем. Считается, что проблемы тех дел, которыми святой занимался при жизни, ему наиболее понятны и близки. Когда мы молимся святому, обращаемся к нему за помощью, он за нас просит перед Богом.
– Отец Алексий, а какие надписи отлиты на новых колоколах?
– Фирменная надпись «Отлит в мастерской Ильи Дроздихина в 2016 году». А поверх колоколов – цитаты молитв из псалмов. Например, на пяти колоколах (из шести) отлито: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его вышних». Колокол ведь восхваляет Господа, возвещает благую весть, зовет всех на службу.
Для православного человека храм Божий и колокольный звон – неразделимы. Древняя традиция – снимать шапку, когда звонят колокола, -- говорит о том, что православные с большим благовением относятся к колокольному звону, который представляет собой особый вид молитвы. Эта молитва – благовест – начинается перед богослужением. Никакой крестный ход не обходится без колокольного звона. Колокольный звон положительно влияет на психологическое состояние человека.
В нашем храме, так как он посвящен двум святым, в один четверг читается акафист преподобному Серафиму Вырицкому, а в следующий четверг – святителю Николаю Чудотворцу. И так поочередности в течение всего года.
Николай СУРГАЕВ
Фото автора