В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Ежегодно администрация школы проводит работу по организации летнего лагеря отдыха и оздоровления учащихся школы, сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха в летний период. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Составляя ежегодно план-прогноз по организации летнего отдыха учащихся, администрация школы ставит перед собой задачи по охвату большего количества детей организованным отдыхом. Каждый год в среднем в двух лагерях отдыхают 60 детей от общего числа 163 учащихся школы. Некоторые из общего числа детей выезжают за пределы улуса с родителями.
Большое внимание администрация школы уделяет созданию необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасного дорожного движения и правил техники безопасности школьников. Не только в процессе воспитательной деятельности в течение учебного года, но и в планирование работы лагеря при школе включены мероприятия по совершенствованию знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, воде, предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма, формированию прочных умений и навыков безопасного поведения на водоёмах. С сотрудниками лагеря проводится инструктаж по обеспечению безопасности жизнедеятельности, санитарно- гигиеническим правилам, правилам пожарной безопасности, поведения детей на воде, в походах, при выполнении общественно-полезных работ, проведении спортивных и других мероприятий, а также по оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях.
В период работы лагеря педагогический коллектив проводит обязательные плановые и внеплановые инструктажи с детьми по правилам техники безопасности и дорожного движения. Данная проводимая в системе работа даёт положительные результаты.
Практически перед каждой семьёй ежегодно встаёт проблема летних каникул. А особенно перед многодетными и малообеспеченными семьями. В нашей школе таких семей большинство. В связи с затруднительным материальным положением родители в таких семьях не имеют возможности вывезти детей на летний отдых за пределы района, школьники проводят каникулы дома.
Подростки из проблемных семей, как правило, малоимущих, живут и воспитываются улицей, подвержены негативному влиянию этой среды, что способствует и провоцирует на употребление табачных изделий, спиртного, бесцельное времяпровождение. Особенно это проявляется в период каникул, когда дети оказываются без присмотра взрослых, поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле.
Организованный отдых детей в каникулярное время – это, прежде всего социальная защита ребёнка.
Администрация школы ставит перед собой задачу вовлечения в лагерь отдыха дневного пребывания в первую очередь детей-сирот, ребят из многодетных, малообеспеченных и асоциальных семей, а также детей "группы риска", находящихся на внутри школьном контроле и КДН улуса.
Летний отдых не замыкается рамками школы. Дети из многодетных, малообеспеченных семей получают бесплатные путёвки в летние санатории Республиканского масштаба и Анапы. Но, к сожалению, в этом году из нашей школы ни кто не поехал, так как проезд должны были оплатить родители.
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребёнка. Развитие и оздоровление детей в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в лагере в течение каждого дня. Важным для педагогического коллектива школы является то, что каникулы – свободное от учёбы время ребёнка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребёнок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности.
В начале работы лагеря каждый год медицинский работник измеряет рост, взвешивает детей, а в конце смены проводится повторный осмотр ребят. Дети подрастают, прибавляют в весе, и мы взрослые радуемся этой положительной динамике.
С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания детей. Каждый день в летнем лагере проводятся различные мероприятия физкультурной направленности по отрядам. Яркие, зрелищные, увлекательные "Весёлые старты", утренняя зарядка, прогулки в тундру, подвижные игры на свежем воздухе и многие-многие другие мероприятия дают возможность ребёнку реализовать свои физические способности.
Т.И. Петрова,
координатор ДОО Таймылырской СОШ
общ. корр.