На этот раз я договорилась встретиться с Черновой Татьяной Александровной, у которой трудовой стаж работы на севере составляет 57 лет. Она с радостью согласилась рассказать редакции газеты «Маяк Арктики» о ее нелегкой жизни и пригласила меня к себе в дом.
К моему удивлению, встретили меня как свою внучку, с пирогами, со сладостями и с радушной улыбкой. Татьяна Александровна оказалась замечательной гостеприимной хозяйкой. За чашкой кофе Татьяна Александровна поделилась с «нами» историей о своем детстве, трудностях в семейной жизни, работе и детях.
Родилась она 9 декабря 1938 года в городе Ярославле. Будучи еще молодой к 45 годам из жизни уходит ее мать. Отец уходит к другой женщине и 11 лет она остается сиротой. С 12 лет Татьяна Александровна работает, ходит по домам, по бабушкам, нянчит, стирает и убирает. В 16 лет идет ученицей на швейную фабрику, прорабатывает там 2 года. В 18 лет уезжает работать в военном госпитале в Германию на 2 года. В городе Лейпциг встречает своего будущего мужа. В 1960 году в Тикси приезжает ее муж, потом через год она сама с девятимесячным сыном. Здесь родилась их дочь. С мужем ей не повезло, как оказалось, он любил поднимать на нее руки и выпивать. В1965 году она разводится и воспитывает детей сама. О своих детях рассказывает с любовью: «Мой старший сын окончил высшее Харьковское военное училище на отлично, пять лет проработал на Байконуре. Но после болезни умер. Дочка по морям плавает, приезжает на побывку, немного со мной побудет и уезжает. Младший сын второй раз женился, он военный, живет и служит в Подмосковье. Есть внучки и правнуки. Внучку вот, сама воспитала (она сейчас в Оленегорске), потому что ее мать, моя дочь, всегда плавает на море, ей некогда было воспитывать ребенка, работает поваром, помощником повара и продавцом».
С 1962 года начала свою трудовую деятельность в Тиксинском морском торговом порту в качестве доярки подсобного хозяйства, скотника, свинарки, телятницы и пастуха. Иногда летом приходилось работать от 3 до 7 работ, кого-то подменяла, а кого-то замещала. Там проработала 30 лет и оттуда ушла на пенсию в 1989 году. В 90-х годах пошла работать в ЖКХ в качестве сторожа-вахтера и по сей день работаю там. На сегодняшний день является одним из старейших работников ЖКХ п. Тикси. «Татьяна Александровна трудолюбива, добросовестна, всегда готова помочь советом и делом молодым работникам. За весь период работы не имеет замечаний и нарушений трудовой и производственной дисциплины.
За исключительное трудолюбие, исполнительность, неоднократно отмечалась благодарностями, награждалась почетными грамотами, денежными премиями», – рассказывают ее коллеги.
На вопрос: собирается ли покинуть север? Ответила: «Меня давно к себе зовет сын и внучка, но я никуда не хочу, потому что я здесь прожила очень много лет, здесь акклиматизировалась и давно привыкла. Уезжать пока не собираюсь. Я знаю, что очень многие пожилые люди, которые много лет прожив на севере, уезжали и умирали, долго на материке не живут. Вот у моей подруги муж очень скучал по северу, там год прожил и умер, а он так не хотел уезжать отсюда. Так, что я никуда не собираюсь переезжать, я собираюсь прожить сто лет, пока здоровье есть буду работать и помогать всем кому могу».
К сегодняшней молодёжи она относится нормально. Огорчают её молодые школьники, считает их очень грубыми. Много раз она замечала у себя в подъезде курящих подростков, (живет рядом со школой вот и забегают) сказала им, что нельзя курить, что здоровье только губят. «Я с ними по-хорошему, а они меня матом посылают. Замечание им не скажешь, еще и угрожают: «Будешь выступать, получишь». Вот и разговаривай с молодежью. Конечно, бывают и хорошие, даже очень хорошие, не все же одинаковы, у всех воспитания разные. Раньше не было такого. Будущее зависит от молодежи, как они сами себя поведут, как поставят и так будет Россия жить».
Рассказала про один случай, про то, как однажды в 60-ые годы спасла молодого солдата. Он окончил авиационное училище и его отправили в Тикси в военный стройотряд. Здесь он впервые узнал, что такое зима, пурга и крайний север. 13 января он пошел в ресторан, из-за плохой погоды не смог вернуться в часть, стучался везде, никто ему не открыл. «И вот, он постучался в мою дверь, открываю, смотрю, стоит молоденький солдатик: «Пустите, я замерзаю». Боже, я его скорей запустила, налила горячего чаю, оттерла ему ноги водкой (он был в одних кирзовых сапогах на один носок) его ноги уже к сапогам примерзли. А ему в часть надо, на Тикси-3, я быстро его посадила к батарее, поставила ноги в тазик, налила горячую воду. Он отогрелся, в 7 часов его разбудила, завернула ему ноги в газеты, потому что газета греет, напоила горячим чаем и сказала: «Ты только не останавливайся, иди быстрым шагом, а где можешь бегом». На второй день он возвращается с продуктами, обнимая и целуя меня, благодарит: «Если не вы, то бы меня не было в живых!».
Я стараюсь всем помогать, кто бы ни обратился, кто бы ни попросил, любому человеку, потому что я так воспитана. Сама себя воспитала, я знаю, что такое тяжесть, что такое труд. Жизнь научила жить, вот теперь даю советы, говорю всем, чтоб прислушивались к старшим. На жизнь не жалуюсь, все нормально, все есть, сама себя не обижаю, ни фруктами ни продуктами, все всегда есть. Для своих детей все стараюсь делать, чтобы все у них было нормально, хорошо и отлично.
Рассказала о переживаниях февральской аварии: «Страшно было. Это за всю мою жизнь в Тикси в первый раз столкнулись с такой аварией, помню, когда-то от одной котельной отапливался весь поселок, все дома обслуживались, и было тепло. Незнаю, что и как будет этой зимой, войну пережили, а это тем более переживем».
О детстве: «Я помню 1945 год, тогда мне было 7 лет. Помню, как мама перед уходом на работу или куда-либо ставила узелочки к дверям. Говорила, что вот как только заиграет сирена (тревога) так хватайте узелочек и спускайтесь в подземелье и только будьте всегда рядом с людьми одни не оставайтесь. Помню, когда война закончилась в Ярославле остались немцы. Мы тогда жили на втором этаже, когда мама ушла на работу, я увидев внизу немцев, вызвала одного, спустила веревкой мешочек с очистками картошек, немного сухого картофеля и моркови и поменялись с ним на мыло, в это время оно было дефицитом. Мама, придя с работы увидев мыло, спросила, где и откуда я его достала. Я ответила, что поменяла, конечно, после этого она меня наказала. Один раз пустила цыган на кухню, хорошо, что не в квартиру, тоже тогда от мамы досталось. В детстве я часто проказничала. Даже в Германии, когда мне было 18-19 лет, уже невеста. Вечерами с ребятами собирались и ходили гулять в парк, а у них там так чисто и красиво, одна зелень, фрукты и цветы. С начало безнаказанно рвали цветы с клумб, потом яблоки и груши. И вдруг нас поймали, я полезла рвать яблоки, слышу где-то что-то шевелится, и ребята все в разбегаются, а я осталась. Спускаюсь, смотрю, стоит передо мной немец и стреляет в меня из винтовки с солью. В меня не попал, я отскочила, попал в кого-то из ребят. Тогда написали на нас жалобу в госпиталь нашему командиру.
В моей жизни, меня ожидало с мужем «столько»... – не выдержала и заплакала. Сколько мне пришлось видеть и пережить. Надо быть добрее к людям. Мама мне однажды сказала так: «Татьяна, в жизни все бывает, если тебя кто-то обидел, не обижайся на того человека, лучше сделай добро этому человеку». И с тех пор, кто бы мне какую гадость не сделал, я делаю людям только добро.
Слушая ее рассказы о своей жизни: об успехах, трудностях, печалях и радостях, для себя поняла, необходимо беречь родных и близких, ценить каждый миг общения с ними. Как говорят старость не радость, однако на самом деле, радость доступна в любом возрасте, надо только уметь ее искать.
Полосы подготовила Яна БУГАЕВА