Завтра в России отмечают День психолога. От имени коллектива редакции поздравляем с профессиональным праздником всех психологов нашего района, желаем здоровья, успехов в работе и много радости!
Сегодня мы расскажем о молодом специалисте Марии Леонидовне Прокопьевой, которая работает педагогом-психологом в дошкольном учреждении «Солнышко» п. Тикси.
– Мария Леонидовна, спасибо за любезное согласие дать интервью для читателей газеты «Маяк Арктика», расскажите для начала немного о себе.
– Я родилась в селе Кюсюр и выросла в Булунском районе, окончила школу в 2007 году в наслеге Быковский. Поступила в педагогический институт ЯГУ им М.К.Аммосова на факультет дошкольного образования по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Проходила учебную практику в детском саду «Золотая рыбка» п. Быковский, в школе №5 г. Якутска, а также в Якутском педагогическом колледже в должности преподавателя. В этом году защитила диплом и сразу приехала работать в свой родной улус. Работаю педагогом - психологом в детском саду «Солнышко». Все мои родные и близкие проживают в п. Тикси, и я решила начать свою профессиональную деятельность, именно здесь.
– Скажите, было ли трудно освоиться в новом коллективе? Нравится ли Вам работать с детьми?
– Мне здесь очень понравилось, коллектив тепло встретил, со всеми подружилась. Уже освоилась, пока всё устраивает, трудностей серьезных нет. Вы спрашиваете, нравиться ли мне работать с детьми? Сразу хочу отметить, что в дошкольном учреждении психолог работает не только с детьми, так же он выступает объединяющим звеном между детьми, педагогическим коллективом и родителями. На мой взгляд, психолог должен ориентироваться в работе с любым возрастом, а с детьми работать мне особо нравится. Дети уникальны, каждый ребенок приходит со своей историей, историей своей семьи, своими потребностями, ценностями, идеями, желаниями и, конечно же, своими возможностями.
– Что основное в работе психолога? Как же Вам удается к каждому ребенку найти свой индивидуальный подход?
– Основное в работе психолога дошкольного учреждения является наблюдение за детьми за их психическим развитием и помощь родителям. Стараюсь общением и игрой заинтересовать каждого воспитанника.
– Чем вы руководствуетесь при работе с детьми?
– Руководствуюсь базовыми принципами, ресурсами которыми владею, то есть ориентируюсь на сочетание запроса и личных возможностей. Я стараюсь воспитать в них всестороннюю развитую личность, умение жить в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое позитивное, яркое и жизнеутверждающее.
– Как Вы относитесь к своей профессии, и как она отражается в личной жизни?
– Я считаю, что профессия дошкольного психолога мне очень подходит. Я люблю детей, стараюсь их понять, помочь сформировать умение обогащать свой эмоциональный опыт, который позволит им в будущем ориентироваться в окружающем мире.
– Какими профессиональными советами-рекомендациями Вы поделитесь с родителями ваших воспитанников?
– Родители должны стараться выслушать своих детей, принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. Любить малыша. Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь. Общение с ним должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им. А также он должен видеть и чувствовать, как вы его любите. Смотрите на него восхищенными глазами и говорите ему, какой он «хороший». Но не «сюсюкайте» с ребенком: «сюсюканье» делает ребенка капризным нытиком. Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений, что и сказывается на его развитии.
Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно. Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку они, как правило, всегда говорят и выражаются так, как их родители. Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре вы можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится.
– Спасибо за беседу и советы.
Ульяна ПОПОВА