1 января 1934 года приказом начальника ГУСМП О.Ю. Шмидта порт в бухте Тикси вступил в строй действующих арктических портов ГУСМП. Первый начальник порта – Борис Михайлович Михайлов.
Б.М. Михайлов (1905-1986 г.г.) – начальник Лено- Хатангской экспедиции ГУСМП, первый начальник портов Тикси и Провидения, строитель морской части порта Хатанга, создатель первых советских антарктических баз. Борис Михайлович внес большой личный вклад в изучение Арктики и Антарктиды.
Почетный полярник, Почетный работник морского флота, Почетный гражданин п. Тикси, награжден орденом трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета».
31 января 1967 года министр морского флота В. Бакаев издает приказ №24 "О выделении Сахалинского и Камчатского управлений флота и порта Тикси из состава Дальневосточного морского пароходства и создании на их базе Сахалинского, Камчатского пароходств и Северо-Восточного управления морского флота". В приказе, в частности говорилось: "В целях более полного и своевременного обеспечения нужд народного хозяйства Дальнего Востока в перевозках грузов и улучшения управления флотом и береговым хозяйством приказываю: выделить порт Тикси из состава Дальневосточного морского пароходства, создав на его базе Северо-Восточное управление морского флота, с местонахождением в п. Тикси".
Начальником нового предприятия назначается Михаил Дмитриевич Хейдер-Назаров.
М.Д. Хейдер-Назаров ( 1910- 1979 г.г.) – начальник морского порта Тикси. Создатель и первый начальник Северо-Восточного управления морского флота. Внес огромный вклад в развитие порта, флота и поселка Тикси. Почетный полярник, Почетный работник морского флота, орденоносец. Его именем назван буксир - кантовщик «Инженер Хейдер-Назаров».
Нам удалось побывать в Дудинке и Тикси
(из воспоминаний туристов, путешествовавших
на теплоходе «Михаил Светлов» в августе 2012 г.)
Тикси в переводе с якутского означает «причал». Тикси – морские ворота Якутии, крупный транспортный узел Российской Федерации. Порт Тикси был основан в 30-х годах 20 века, когда советские суда начали регулярное плавание по Северному морскому пути. В августе 1932 года пароход «Лена» высадил на необитаемый берег первый отряд зимовщиков-строителей. В годы Великой Отечественной войны через Тикси уже шли транспорты в Архангельск, Мурманск и Владивосток. В послевоенные годы роль Северного Морского пути ещё более возросла: на всём протяжении от Мурманска до Чукотки кипела жизнь – работали десятки мощных судов, с 1959 по 1992 годы для Северного морского пути было построено 8 атомных ледоколов (и ещё один атомный лихтёровоз). На всём протяжении от Кольского полуострова до Берингова пролива круглогодично работали десятки метеостанций, действовала ледовая разведка. Транспорты, сопровождаемые ледоколами, привозили в европейскую часть страны 7 миллионов тонн грузов ежегодно, практически весь наш арктический север обеспечивался всем необходимым через Севморпуть.
С 1967 года Тикси стал местом базирования Северо-Восточного Управления морского флота, связавшего транспортными сетями море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, устья судоходных рек Лены, Хатанги, Оленька, Яны, Индигирки, Колымы. Тикси стал одним из крупнейших современных и высокомеханизированных портов Арктики.
К сожалению, всё это осталось в прошлом – в начале 90-х объём перевозок по Севморпути снизился в 5-6 раз, многие арктические порты пришли в упадок. В настоящее время наметилось некоторое увеличение грузопотока, но в основном это касается «западного плеча» Северного морского пути от Мурманска через Баренцево и Карское моря до Дудинки (Норильска). Восточная же часть пути – самая северная, суровая, практически на 80-й широте огибающая Таймыр, ведущая далее к устьям Лены, Индигирки, Колымы, и далее мимо Чукотки к Берингову проливу, по-прежнему используется крайне мало.
А вообще, мечта полностью пройти Северный Морской путь давно сидит в глубине души, и сейчас, когда удалось побывать в Дудинке и Тикси, двух узловых точках этого уникального маршрута, желание совершить это путешествие только усилилось. Кто знает, а почему бы и нет? Смог же наш голландский турист со «Светлова» совершить путешествие от Мурманска до Анадыря и далее до Владивостока…
Но это дело будущего, а сейчас мы в Тикси…
Арктике отдали жизнь
(из воспоминаний начальника службы судового хозяйства Юрия Николаевича Морозова)
В 1952 году пришел морской буксир «Север». По тогдашним временам это было событием. Я участвовал в его перегоне. Хочу вспомнить добрым словом тех, кто трудился в 50-тые годы на буксирах, прокладывающих здесь трассы местного каботажа. На буксире «Леваневский» капитаном ходил Николай Георгиевич Мейке, теплоход « СНЛ-3», грузоподъемностью 300 тонн, водил Геннадий Петрович Адамский. А старики вспоминали своих учителей, таких как Август Петрович Сонник – латышский стрелок в годы революции, состоял в личной охране Ленина. За труд в Арктике имел два ордена Ленина…
Наше поколение тиксинских моряков: капитан буксира Михаил Осипович, механики Виктор Зеленин, Михаил Трофимович Грибанов, Петр Яковлевич Ефимов, из молодых – Валя Блохин и многие другие, которые Арктике отдали жизнь. И воспитатели себе смену – ребят, пришедших на флот в 70-тые годы.
Материал подготовила Евдокия БАИШЕВА