Раньше имя поселка Тикси было неразрывно связано с индустрией, крупными стройками, богатством и достатком. Люди жили в теплых благоустроенных домах, водили своих малышей в детский сад с бассейном, покупали в магазинах все, что душе угодно, а на зиму запасались ящиками и кулями фруктов и овощей. По праздникам тиксинцы лакомились свежими огурчиками, выращиваемыми в зимней теплице местного управления морфлотом, и сметанкой от родного подсобного хозяйства. Сюда из Якутска рвались модницы за эксклюзивными моделями шуб, пальто, продававшихся по доступной цене. Первые в республике японские зонтики, куртки, аудио, видео и бытовая аппаратура, даже компьютеры появились именно в Тикси. И это было в то время, когда на материке тянулись бесконечные очереди за колбасой!
Да, раньше здесь, на краю земли, действительно, говорят, была "мандариновая жизнь". И все – благодаря морю и Северному морскому пути.
Увы, обо всем этом теперь мы говорим в прошедшем времени, хотя само-то море, конечно, осталось на месте. Как сказал начальник Тиксинского ордена Дружбы народов морского торгового порта В.П. Земнухов, "Северный-морской путь теперь уже не путь, а тропа, которая сужается с каждым годом, зарастая травой".
Объемы грузооборота начали стремительно снижаться с конца 80-х.
Сейчас большая часть грузов перевозится речным и железнодорожным транспортом, что, конечно, обходится дешевле. Авиаперевозки, хотя и дорого стоят, но намного удобнее по сравнению с сезонной навигацией. Морем сейчас поступает только то, что нужно Булунскому улусу.
Война и орден
Особенно важное значение арктическое мореплавание приобрело в годы Великой Отечественной войны.
В годы военных навигаций через порт Тикси шел груз, поставляемый по ленд-лизу из Америки. Отсюда на Северный фронт уходили военные и торговые караваны. Резкий скачок грузооборота, более чем на 110 тысяч тонн, произошел в 1943 году. В ту навигацию порт посетило 68 морских, 35 самоходных и 117 несамоходных речных судов. Судооборот только морских судов составил 134 единицы. В два последующих военных года переработка груза достигла 270 тысяч тонн. В годы войны Тикси был самым крупным по объему перевалки грузов портом на плече Диксон – бухта Провидения. К сожалению, не оценен по достоинству трудовой героизм тиксинских докеров, которые в предельно короткие сроки арктической навигации, не имея кранового хозяйства и кадровых работников, переработали за годы ВОВ около миллиона тонн груза.
В середине 50-х годов Главное управление Северного морского пути прекратило свою деятельность, отделение связи, шахта, больница, предприятия бытового обслуживания вышли из его структуры. Именно коллектив порта стал тогда кузницей кадров для большинства предприятий поселка, именно порт сформировал инфраструктуру и продолжал до конца 60-х годов вкладывать огромные средства в развитие Тикси.
К 1960-м годам страна была готова к техническому перевооружению флота. Огромные перемены в этом плане произошли и в порту Тикси. Во 2-й половине 60-х его грузооборот составлял 313 тысяч тонн. Более трети грузопотока составил сангарский уголь. В это время флот Тикси насчитывал около 60 плавединиц. В 1967 году создается Северо-восточное управление морского флота.
В 1970-е годы прекратилась поставка сангарского угля, зато резко увеличился объем перевалки деловой древесины и генерального груза, поступающего в северные районы Якутии из Красноярского края.
В 1980-е началось интенсивное освоение Сибири и всего Севера страны. Огромный поток стройматериалов шел через запад и восток из Латвии и Спасска Дальнего. Грузы из Тикси расходились на Хатангу, Индигирку, Колыму, на полярные станции. В то время порт перерабатывал до 300 тысяч генеральных грузов и 350 тысяч кубов древесины. В 1982 году указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря за успехи, достигнутые в обеспечении перегрузки народнохозяйственных грузов для развивающихся отраслей промышленности и сельского хозяйства ЯАССР, коллектив Морпорта был награжден орденом Дружбы народов.
В течение 25 лет объемы древесины были довольно большими. Затем, когда государство выпустило рычаги контроля за экспортной деятельностью, многим предприятиям было разрешено продавать лес на Дальнем Востоке - они сбили цену, и наш лес потерял конкурентоспособность из-за сложной транспортной схемы. Объемы леса ежегодно падали и в 1996 году сошли на нет.
Закрылись многие крупные предприятия, расположенные на Индигирке, Колыме, Яне. А ведь в 80-е годы на Яну только овощей отправлялось от шести до восьми тысячи тонн. Сейчас туда через Тикси ничего не завозится.
И на сегодняшний день с трудом верится, что 60-70 годы в Тикси на краю земли благодаря морю и Северному морскому пути действительно была "мандариновая жизнь". Сейчас жители поселка стоят в очередях в магазине «Полярный», чтобы купить фрукты, овощи чуть-чуть дешевле, чем в магазинах индивидуальных предпринимателей.
Подготовила Евдокия БАИШЕВА
Использованы материалы
из Интернет сайта
(Светлана Пахомова, 2003 г.)