Никто не знает, где именно находится на северной точке «край земли» и есть ли он на самом деле. Никто не знает, каково там, на этом краю, и что – за ним. Есть только одно понятие – на краю всё по-другому: холодно и опасно, но там прекрасный мир, где люди привыкли выручать и спасать друг друга, без этого не выжить на Крайнем Севере! Тут есть люди: настоящие, живые, порядочные, чистые. А может это вовсе не край земли, а может, ее начало…
Шестеро опытных путешественников: руководитель экспедиции Аркадий Колодкин, замруководителя Алексей Тулупов, Алексей Семенов, Андрей Феткулин, Роман Княжевич, Сергей Дюльдин 7 марта в г. Красноярске официально дали старт экспедиции «73 градуса Северной широты» по маршруту Удачный – Мирный – Саскылах – Юрюнг-Хая – Усть-Оленёк – Таймылыр – Тикси и далее до г. Якутска. Храбрые автопутешественники, сменив городскую одежду на экспедиционную экипировку, по их словам весьма удобную, так как компания «Глетчер» (Новосибирск) шила её для них на заказ и под размер, начали увлекательное путешествие. Следует отметить, что четверо из них неоднократно преодолевали маршруты высшей категории сложности в условиях полярного Севера и абсолютного бездорожья: за их плечами Ямал, Таймыр, Чукотка. В очередной раз подтвердить свое «звание» на дорогу вышли три легенды: Toyota Land Cruiser 105 (дизель), Nissan Patrol Y60 (дизель), УАЗ Патриот (бензин). Впереди – недели и месяцы арктических километров, возможно, в условиях предельно низких температурных режимов и сложных погодных условий. С собой взяли заготовки компании «Рациональ» – саратовского производителя мясных полуфабрикатов – вареники, фаршированные перцы, пельмени, голубцы и прочее. Также компания «StarBlazer» предоставила все необходимое оборудование и обеспечила экспедицию качественным широкополосным спутниковым Интернетом на всем протяжении маршрута.
27 марта экспедиционная группа побывала в редакции «МА»:
– Уже вот на протяжении семи лет ищем “край света” на северной широте. Нам было очень интересно добраться к одному из самых северных морских портов страны. Воочию увидеть, как живут люди на Севере, где нет асфальтовых дорог и комфортных заправок, сотовой связи и Интернета, айфонов и айпадов, где от тепла до тепла сотни и тысячи километров. Мы проехали через реки и рыбучастки, метеостанции и оленстада, горы и хребты, через поселки, от которых остались одни лишь названия. Ну вот мы и в Тикси!
По пути в Тикси нам довелось побывать на полярной станции «Остров Самойловский». Радует возобновление интереса России к Арктике: новая станция построена по последнему слову техники – современные электронные микроскопы, гигрографы, спектрографы и прочее. Люди там хорошие живут. Интересные. Мы пришли к выводу, что полярники – это либо самые настоящие романтики, либо те, у кого что-то произошло в жизни и они едут в сложные условия в поисках себя, своих возможностей. Они значимы, имеют профессию, авторитет, интересы. В общем, интересно было очень пообщаться со всеми. Здесь абсолютно иной мир.
– Как вы говорите, одна из ваших целей -- это наладить связь между улусами. Что вы можете рассказать о других районах? Есть ли свои уникальные особенности для каждой местности?
– Затерянный во времени и снегах поселок Усть-Оленёк расположен фактически на берегу моря Лаптевых. Главная достопримечательность – метеостанция. Мы провели несколько часов, общаясь с замечательными людьми, работающими на этой станции. Нас накормили вкуснейшим обедом, рассказали массу интересного. Метеостанция, как машина времени, перенесла нас на 50 лет назад, все выглядит именно так. Интернета и сотовой связи в поселке нет. Таксофон не работал полгода, на днях починили. Зима 9 месяцев в году. Самая низкая температура, зафиксированная на метеостанции, -54 градуса. Условия жизни довольно тяжелые, но душевная теплота людей согревает в любой мороз!
Анабарский улус располагает месторождениями алмазов, углеводородного сырья, главным образом бурого угля. В отличие от других улусов, здесь живут только местные народы, преимущественно эвенки, эвены и долгане. Жители улуса живут рыбным промыслом, оленеводством и охотой.
Одновременно можно говорить об уникальности отдельного поселка Юрюнг-Хая: он является единственным в республике местом компактного проживания долган. Численность населения – 1100 человек по статданным 2013г. По факту же, здесь 20 домов на трёх улицах, кладбище, крупная нефтебаза и склад. Наливные ёмкости нефтебазы заполняются летом с нефтяных танкеров, а потом зимой бензовозами развозят топливо по рабочим точкам компании «Алмазы Анабара», равно как и запасы склада.
– Как мы знаем, от Юрюнг-Хая до Тикси – бездорожье. Даже направлений нет. Для вас какой километр был самым сложным участком?
– Когда прошли около 70 км по морю Лаптевых начался трудный отрезок и это продолжилось до самого устья Лены. Сначала был глубокий и мягкий снег: было довольно сложно идти, и несколько раз даже подтягивались лебедками. Дальше снег стал твердый и прочный, как бетон, и препятствием стали торосы и ледяные заструги. Не очень большие -- высотой до метра, больших, метра в три высотой, были единицы, но ехали все равно очень внимательно, так как помимо прочего есть еще и трещины.
Дорога очень тяжелая была еще на озере Улахан-Кюель: мы вышли из реки и на суше сразу столкнулись со сложностями рельефа. Особенно тяжело и долго даются подъемы... Да и внизу снега наметено довольно много. И так всю дорогу. Штурманы, наверное, километров 5 прошли с лопатами! Расход топлива выходит 35-40 литров на 100 км. На озере обнаружили мини-поселение. Здесь находится пристанище родовой общины: всего 12-15 домиков на берегу. Живут охотой и рыболовством. Выглядит все, как миллионы лет назад. Но позже становятся видны следы цивилизации и блага научно-технического прогресса: у всех есть снегоходы, здесь есть отличная радиосвязь и нереальный японский трансивер с дальностью действия 110 км. Насколько мы поняли, живут местные в этих домиках в сезон и вахтовым методом недели по 2-3.
– Но несмотря на это природа у нас уникальная. Не правда ли?
– Когда вошли в дельту Лены –здесь весь снег выдуло до абсолютно чистейшего и прозрачного льда – очень красиво..! Видно насквозь на всю толщину ледяного покрова, а она здесь, по замерам полярников из Усть-Оленька, составляет 1,8 метра! Так что ехать можно хоть на паровозе. Самое интересное, что ни колеса, ни ботинки на этом чистейшем зеркальном льду абсолютно не скользят! А вот если есть хотя бы немного снежной крошки – подошвы и наши, и автомобильные сразу превращаются в коньки.
Над нами было всегда чистое небо, очень звездные ночи и уже зажглась Венера. Здесь белые ночи с нереально красивыми закатами с бордовыми отблесками на полгоризонта! Солнце садится, а можно книгу на улице без фонарика читать. Два дня подряд наблюдали фантастические и красивые полярные сияния.
– В республике объявлен «Год Арктики», поэтому такие экспедиции могут дать очень многое для имиджевой политики Якутии. И вы, наверное, в конце путешествия что-то подарите, например, фотоочерки, кинофильм.
– Конечно. Такие поездки без внимания не остаются. В этом году Арктика чрезвычайно популярна по всем направлениям и, в том числе, туризму. Только в этом сезоне мы уже наблюдаем бурный всплеск путешествий в Арктику. Только в нашем направлении – в Юрюнг-Хая и к морю Лаптевых – едет с разницей в несколько дней три экспедиции, не считая нашей: экспедиция Андрея Леонтьева и Евгения Павлова; одиночная экспедиция польского путешественника Adrian Dlaboga на Land Rover Defender 110; экспедиции иркутского внедорожного клуба «Протектор».
– Какие впечатления остались именно от поездки по территории Булунского улуса?
– До Таймылыра от Юрюнг-Хая мы ехали вместе с местным жителем Николаем (местный водитель). Хотим ему сказать большое спасибо за оказанную любезность подвезти наши бочки с топливом до Таймылыра, что несколько разгрузило вес наших авто, и главное УАЗа, который в прицепе вёз основной топливный запас. «На легке» мы днем уходим в отрыв километров на 100-150, подыскиваем место для обеда и ночлега и ждем Николая, а за совместным ужином слушаем интересные истории из его жизни. Сам Николай родом из Таймылыра, живет и работает сейчас в Удачном. Его брат учится в школе в Мирном, и на нашу радость он как раз сейчас везет брата в Таймылыр к бабушке и одновременно везет туда же кучу разного инвентаря: квадроцикл, снегоход, колеса шурину и прочее… ну и теперь наш полярный запас топлива.
По дороге нам попался необычный народный столб, с накинутой на него звериной шкурой. Назначение этого сакрального места поклонения осталось для нас загадкой. Возможно, охотники таким образом напрямую общаются с духами?
– Что еще можно отметить?
– Надо бы иметь заправочные пункты и провести работу по установке оборудования сотовой связи. Ведь это самые важные моменты не только для туристов, но и для самих жителей.
Полина НИКОЛАЕВА
Фото Харысхана Попова