18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Разговор после конгресса

04:44 07.06.2014 16+
2702

В конце мая в Санкт-Петербурге

в Российском государственном

педагогическом университете

им. А.И. Герцена состоялся

Конгресс коренных

малочисленных народов Севера,

Сибири  и Дальнего Востока. 

Конгресс проведен РГПУ

им. А.И. Герцена совместно

с Ассоциацией коренных

малочисленных народов Севера,

Сибири и Дальнего Востока.

В Конгрессе приняли участие

делегации из двадцати регионов

России, а также из зарубежья. 

В том числе и делегация

из Якутии.

Наш сегодняшний собеседник участ­ник этого конгресса, руководитель Де­партамента народов РС(Я) Алексей Сергучев.

– Алексей Егорович, какие впечат­ления от конгресса, к каким итогам он пришел?

– Конечно, это очень хорошо, что такой большой ВУЗ России организует конгресс малочисленных народов. Один факт его проведения притягивает внима­ние властей к проблемам малочисленных народов. Хорошо, что в конгрессе принял участие депутат Государственной Думы Григорий Ледков. А университет, таким образом, услышал и увидел, какие проб­лемы существуют на современном этапе в срезе. Но, собственно, на этом и все. Мое личное мнение, что кон­гресс с таким широким охватом тем и вопросов заранее обречен на отсутствие какого-либо прикладного при­менения. Решения конгресса но­сят только рекомендательный харак­тер. На конгрессе были озвучены док­лады по сохранению языков, куль­туры, территориям традиционного приро­допользования, правам, обязанностям. Я считаю, что если бы университет сузил круг проблемных вопросов только до вопросов, к примеру, языковой политики, или обучения, подготовки, переподготовки кадров, то здесь еще можно было получить какой-то полезный выхлоп для изменения ситуации в этой сфере. Я считаю, что именно такие кон­грессы нельзя проводить. А вот конкретные потребности регионов в кадрах, какие-то возможности вклю­чения в федеральные программы  по под­готовке кадров коренных малочисленных народов Севера, вот эти проблемы надо было поднимать, узко и всем вместе.

– А с нашей стороны какие вопросы прозвучали?

– Я выступил со своим докладом. У нас, конечно, своих вопросов очень много. Это, во-первых, то, что в Закон об арктических территориях вошли только пять наших улусов.  Очень трудно, прак­тически не действуют федеральные законы об оленеводстве, рыболовстве, звероводстве. Особенно, закон по рыбо­ловству, почти не работает.

– В нашей республике сейчас раз­рабатывается несколько законов.

– Да, президент объявил Год Арк­тики и в этот год должны быть за­ложены механизмы, которые смогут из­менить ситуацию в арктических улу­сах в качественно лучшую сторону. Сейчас разрабатываются законы «О кочевой семье», «Об оленеводстве». Мы занимаемся разработкой нового кри­терия, по которому определяется какие регионы могут попасть в места компактного проживания коренных ма­лочисленных народов Республики Саха (Якутия). Мы должны внести изменения в постановление РФ. У нас 70 мест компактного проживания. Я считаю, что это мало. У нас не включены в эту категорию административные центры улусов. К примеру, Хабаровский край, вся территория – это место ком­пактного проживания. Хотя там живут намного меньше представителей ко­рен­ных малочисленных народов, чем в республике. И сейчас у нас разра­батывается новый закон, который должен лечь в основу развития арктических улусов – это закон «О социально-эко­номическом развитии северных и ар­ктических территорий РС (Я)». Он должен быть принят до конца этого года, с тем, чтобы его нормы вступили в силу уже в следующем году.

– Что примерно будет входить в этот основополагающий закон?

–  Это и районирование, территории, будут упорядочены льготы, пособия. Будет определено – какие районы се­верные, а какие арктические. В целом, должен упорядочиться механизм, ко­торый был заложен в прежние годы. 

– Алексей Егорович, а что сейчас делается в направлении сохранения языков?

– Существует закон «О языках», по которому эвенский, эвенкийский, юка­гирский языки являются официальными языками в местах компактного про­живания коренных малочисленных на­ро­дов Севера. Если родители желают, то они могут изъявить об этом. У нас в этом плане увеличивается количество часов обучения, открываются классы, обеспечивается методическая база, т.е. учебники и т.д. Но другой вопрос, конечно, что очень мало носителей языка, домашняя языковая среда уча­щихся. Если дома говорят на этом языке, то это в разы улучшает ситуацию. И здесь, конечно, тоже есть проблемы: сегодняшние родители -- это дети советского периода, обученные на русском языке. В общем, проблем хватает. Но, тем не менее, работа должна вестись. И если бы конгресс заострил внимание только на этой теме, то мы бы получили гораздо больший эффект. Но в принятой резолюции конгресс указал, что возникла необходимость разработки принципиально новой концепции и программы культурно-об­разовательного развития коренных малочисленных народов Севера, в том числе в рамках реализации об­суждаемого проекта «Основы госу­дарственной культурной политики», и предлагает рассматривать основным разработчиком новой концепции РГПУ им. А.И. Герцена.

Также конгресс рекомендовал уни­верситету инициировать создание ин­но­вационной системы повышения квалификации и переквалификации учи­телей и других специалистов для ре­гионов Севера.

– Спасибо.

Ньургуйаана СТРУЧКОВА

спецкорр., г. Якутск