(Окончание. Начало в №24)
– Люди, ездившие в Намы по прокладываемому зимой участку от Найбы до Намы, утверждают, что для прокладки, обустройства дороги по маршруту Найба-Намы потребуется очень много работ, значит, нужны будут очень большие финансовые вложения. Найдутся ли такие суммы в Дорожном фонде республики?
– Как сказал замминистра транспорта республики С.Н. Владимиров, в настоящее время прокладка одного километра дороги в условиях бездорожья республики обходится в 46 млн.руб. Но применительно к нашим условиям, то есть именно на этом участке от Найбы до Намы, можно уменьшить затраты.
– Не обязательно делать автобан, то есть скоростную бетонную автомагистраль.
– Да, не обязательно. Речь не только об участке от Найбы до Намы. Мы говорим о всем направлении по маршруту Тикси-Найба-Намы. Актуальность дороги в том, что участок от Тикси до Найбы должен проходить по земле. Тогда дорога будет круглогодичной. А участок от Найбы до Намы необходимо обустроить в той степени, чтобы зимой по этой дороге стало ездить более удобнее, чем сейчас.
В настоящее время в октябре-ноябре, до нарастания морского льда до необходимой толщины, машины до Найбы ездят по земле. Чтобы добраться до села в это время требуется двенадцать часов, потому что наземная дорога сейчас не обустроена, ее никто не обслуживает. Вернее не дорога, а направление для наземного проезда от Тикси до Найбы. Чтобы обустроить круглогодичную наземную дорогу от Тикси до Найбы необходимо в двух-трех местах сделать мостовые переходы через речки, представляющие серьезное препятствие для автотранспорта, например, через р. Хопто, р. Хара-Улах, сделать подсыпку в некоторых местах.
А сделать летнюю дорогу от Найбы до Намы вряд ли получится. Вот обслуживать этот участок как автозимник – вполне реально.
Зимой можно содержать автозимник по льду от Тикси до Намы, как это мы делаем сейчас – расчищаем заносимые снегом в метель участки, устанавливаем указательные вехи. В двух местах, где регулярно на береговом льду появляются трещины, устроены их объезды по берегу.
Круглогодичная дорога от Тикси до Найбы и обслуживаемый автозимник от Найбы до Намы даст возможность для более регулярного сообщения по маршруту Тикси-Найба-Намы.
По этому маршруту путь от Тикси до Якутска (через Сайды, расположенный между реками Яна и Бытантай) будет короче на 270км, нежели через устье Омолоя, Кулар и Усть-Куйгу и потом через Сайды на Якутск. И путь от Тикси до Якутска по автозимнику будет на сутки короче.
– Говорят, что на расстоянии 200 км от Намы по направлению на Сайды начинается нормальная дорога.
– Если будет обслуживаться после обустройства автозимник от Найбы напрямую до Намы, то можно обустроить и обслуживать участок длиною в 200км от Намы в направлении Сайды Верхоянского района. Может быть, и движение от Тикси, Найбы и Намы на Якутск будет более оживленным.
Замминистра транспорта республики С.Н. Владимиров сказал, что обустройство круглогодичной дороги от Тикси до Найбы и автозимника от Найбы до Намы – это однозначно прекрасный вариант.
Сделать дорогу по земле от Тикси до Найбы – не займет, по-моему, много труда. На этом пути нет стремительных, бурлящих рек. Круглогодичная дорога по земле будет безопаснее, чем автозимник по льду. Самое главное, что круглогодичной дорогой будут надежно связаны Тикси и Найба.
– Все-таки на обустройство дороги от Тикси до Найбы и автозимника до Намы потребуется много денег. Можно ли надеяться на выделение финсредств, когда бюджет республики (как и страны в целом) испытывает сложности?
– Сложно сейчас сделать прогнозы.
P.S. 10 марта правительство страны распределило 70 млрд. рублей между регионами на дороги. Если Министерство транспорта республики считает целесообразным обустройство круглогодичной дороги от Тикси до Найбы и автозимника от Найбы до Намы, то, возможно, из Дорожного фонда республики уже в этом году будут выделены необходимые деньги.
21 января в Тикси прилетал представитель ГКУ «Управление автомобильных дорог РС(Я)».
Как сказал М.И. Шаруненко, Управление регулярно проверяет ООО «Восход» как подрядчика по содержанию участка автозимника «Булун». Представители Управления автодорог совершают поездки по этому автозимнику, имеющему региональное значение.
21 января вместе с М.И. Шаруненко и представителем Управления автодорог по обслуживаемому «Восходом» участку автозимника проехал (до Найбы) и представитель главы республики в Булунском районе И.В. Кудряшов.
В течение многих лет вопрос об обустройстве круглогодичной дороги до Найбы и автозимника до Намы ставит перед Министерством транспорта республики К.Н. Шахурдин. Вопрос только в выделении финсредств на реализацию этого предложения. Как председатель депутатской комиссии районного Совета по вопросам транспорта, ЖКХ и связи И.В. Кудряшов в течение трех лет также занимается вопросом улучшения автотранспортного сообщения по маршруту Тикси-Найба-Намы-Сайды-Якутск.
По словам Игоря Владиславовича, представитель Управления автодорог республики заинтересовался предложением обустройства круглогодичной дороги от Тикси до Найбы.
Путь от Тикси до Найбы по берегу занимает сейчас 12 часов. С января по льду дорога конечно короче. Но вблизи трех мысов, на протяжении пути до Найбы, регулярно появляются поля ледяных торосов от одного до полутора километров длиной. Здесь машины движутся со скоростью 20-30 км в час. Тут ООО «Восход» занимается прокладкой пути, кроме расчистки снежных заносов на некоторых участках ледового автозимника.
Также по словам И.В. Кудряшова, представитель Управления автодорог отметил с положительной стороны работу предприятия «Восход» по обслуживанию участка ледового автозимника, в том числе обустройство дороги по ширине и прокладку пути через торосы.
Приблизительно за 30 км до Найбы напротив мыса на льду всегда образуется трещина, которая уходит до берега. Поэтому приблизительно 20 км дороги обустроено по берегу, затем путь снова проложен по льду.
Представитель Управления автодорог, приезжавший 21 января, согласился курировать вопрос о регистрации направления по маршруту от Найбы до Намы и далее на Сайды как дороги для включения ее в реестр республиканских дорог и дальнейшего обустройства, а затем и обслуживания. А также курировать вопрос о возможности прокладки круглогодичной автодороги от Тикси до Найбы.
Как сказал И.В. Кудряшов, необходимо направить усилия на то, чтобы обустройством и обслуживанием дороги от Тикси до Найбы и далее напрямую до Намы занималось предприятие, действующее в районе, чтобы создавались рабочие места для жителей района. Если сюда придет республиканское предприятие «Дороги Арктики», то маловероятно, что в Дорожный фонд района будут поступать в виде софинансирования дополнительные значительные финсредства и будут предоставляться рабочие места для населения Булунского района.
Николай Сургаев
Фото Анатолия Иванова