18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Дорога на Якутск будет на 270 км короче

09:25 12.03.2015 16+
2811

(Окончание. Начало в №24)

– Люди, ездившие в Намы по прокладываемому зимой участку от Найбы до Намы, утверждают, что для прок­ладки, обустройства дороги по маршруту Найба-Намы потребуется очень много работ, значит, нужны будут очень большие финансовые вложения. Найдутся ли такие суммы в Дорожном фонде республики?

– Как сказал замминистра тран­спорта республики С.Н. Владимиров, в настоящее время прокладка одного километра дороги в условиях бездорожья республики обходится в 46 млн.руб. Но применительно к нашим условиям, то есть именно на этом участке от Найбы до Намы, можно уменьшить затраты.

–  Не обязательно делать автобан, то есть скоростную бетонную автомагистраль.

– Да, не обязательно. Речь не только об участке от Найбы до Намы. Мы говорим о всем направлении по маршруту Тикси-Найба-Намы. Актуальность доро­ги в том, что участок от Тикси до Найбы должен проходить по земле. Тогда дорога будет круглогодичной. А участок от Найбы до Намы необходимо обустроить в той степени, чтобы зимой по этой дороге стало ездить более удобнее, чем сейчас.

В настоящее время в октябре-ноябре, до нарастания морского льда до необходимой толщины, машины до Найбы ездят по земле. Чтобы добраться до села в это время требуется двенадцать часов, потому что наземная дорога сейчас не обустроена, ее никто не обслуживает. Вернее не дорога, а направление для наземного проезда от Тикси до Найбы. Чтобы обустроить круглогодичную наземную доро­гу от Тикси до Найбы необходимо в двух-трех местах сделать мостовые переходы через речки, представляющие серьезное пре­пятствие для автотранспорта, на­пример, через р. Хопто, р. Хара-Улах, сделать подсыпку в некоторых местах.

А сделать летнюю дорогу от Найбы до Намы вряд ли получится. Вот обслуживать этот участок как автозимник – вполне реально.

Зимой можно содержать авто­зимник по льду от Тикси до Намы, как это мы делаем сейчас – расчищаем заносимые снегом в метель участки, устанавливаем указательные вехи. В двух местах, где регулярно на береговом льду появляются трещины, устроены их объезды по берегу.

Круглогодичная дорога от Тикси до Найбы и обслуживаемый автозимник от Найбы до Намы даст возможность для более регулярного сообщения по мар­шруту Тикси-Найба-Намы.

По этому маршруту путь от Тикси до Якутска (через Сайды, расположенный между реками Яна и Бытантай) будет короче на 270км, нежели через устье Омолоя, Кулар и Усть-Куйгу и потом через Сайды на Якутск. И путь от Тикси до Якутска по автозимнику будет на сутки короче.

– Говорят, что на расстоянии 200 км от Намы по направлению на Сайды начинается нор­мальная дорога.

– Если будет обслуживаться после обустройства автозимник от Найбы напрямую до Намы, то можно обустроить и обслуживать участок длиною в 200км от Намы в направлении Сайды Вер­хоянского района. Может быть, и движение от Тикси, Найбы и Намы на Якутск будет более оживленным.

Замминистра транспорта рес­публики С.Н. Владимиров сказал, что обустройство круглогодичной дороги от Тикси до Найбы и автозимника от Найбы до Намы – это однозначно прекрасный вариант.

Сделать дорогу по земле от Тикси до Найбы – не займет, по-моему, много труда. На этом пути нет стремительных, бурлящих рек. Круглогодичная дорога по земле будет безопаснее, чем автозимник по льду. Самое глав­ное, что круглогодичной дорогой будут надежно связаны Тикси и Найба.

–  Все-таки на обустройство дороги от Тикси до Найбы и автозимника до Намы по­требуется много денег. Мож­но ли надеяться на выде­ление финсредств, когда бюд­жет республики (как и стра­ны в целом) испытывает сложности?

– Сложно сейчас сделать прог­нозы.

 

P.S. 10 марта правительство страны распределило 70 млрд. рублей между регионами на дороги. Если Министерство тран­спорта республики считает целесообразным обустройство круглогодичной дороги от Тикси до Найбы и автозимника от Найбы до Намы, то, воз­можно, из Дорожного фонда республики уже в этом году будут выделены необходимые деньги.

21 января в Тикси при­летал представитель ГКУ «Уп­равление автомобильных дорог РС(Я)».

Как сказал М.И. Шаруненко, Управление регулярно про­веряет ООО «Восход» как подрядчика по содержанию учас­тка автозимника «Булун». Представители Управ­ления авто­дорог совершают поездки по этому автозимнику, имеющему региональное значе­ние.

21 января вместе с М.И. Ша­руненко и представителем Уп­рав­ления автодорог по об­служиваемому «Восходом» учас­тку автозимника проехал (до Найбы) и представитель главы республики в Булунском районе И.В. Кудряшов.

В течение многих лет вопрос об обустройстве круглогодичной дороги до Найбы и автозимника до Намы ставит перед Минис­терством транспорта республики К.Н. Шахурдин. Вопрос только в выделении финсредств на реализацию этого предложения. Как председатель депутатской комиссии районного Совета по вопросам транспорта, ЖКХ и связи И.В. Кудряшов в течение трех лет также зани­мается вопросом улучшения автотранспортного сообщения по маршруту Тикси-Найба-Намы-Сайды-Якутск.

По словам Игоря Владисла­вовича, представитель Управле­ния автодорог республики заин­тересовался предложением обус­тройства круглогодичной до­ро­ги от Тикси до Найбы.

Путь от Тикси до Найбы по берегу занимает сейчас 12 часов. С января по льду дорога конечно короче. Но вблизи трех мысов, на протяжении пути до Найбы, регулярно появляются поля ледяных торосов от одного до полутора километров длиной. Здесь машины движутся со скоростью 20-30 км в час. Тут ООО «Восход» занимается прок­ладкой пути, кроме расчистки снежных заносов на некоторых участках ледового автозимника.

Также по словам И.В. Куд­ряшова, представитель Управ­ления автодорог отметил с положительной стороны работу предприятия «Восход» по об­служиванию участка ледового автозимника, в том числе обус­тройство дороги по ширине и прокладку пути через торосы.

Приблизительно за 30 км до Найбы напротив мыса на льду всегда образуется трещина, кото­рая уходит до берега. Поэтому приблизительно 20 км дороги обустроено по берегу, затем путь снова проложен по льду.

Представитель Управления ав­тодорог, приезжавший 21 января, согласился курировать вопрос о регистрации направления по маршруту от Найбы до Намы и далее на Сайды как до­роги для включения ее в реестр республиканских дорог и даль­нейшего обустройства, а затем и обслуживания. А также кури­ровать вопрос о возможности прокладки круглогодичной ав­тодороги от Тикси до Найбы.

Как сказал И.В. Кудряшов, необходимо направить усилия на то, чтобы обустройством и обслуживанием дороги от Тикси до Найбы и далее напрямую до Намы занималось предприятие, действующее в районе, чтобы создавались рабочие места для жителей района. Если сюда придет республиканское пред­приятие «Дороги Арктики», то маловероятно, что в Дорожный фонд района будут поступать в виде софинансирования до­пол­нительные значительные фин­средства и будут предоставляться ра­бочие места для населения Булунского района.

Николай Сургаев 

Фото Анатолия Иванова