18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Вера придает людям силы

11:56 16.04.2015 16+
2325

Война 1941-1945 годов оставила глубокую рану в душе каждого человека – очевидца этих  событий, принесла страшное горе во все советские семьи. Когда началась война, ветерану, труженику тыла И.П. Самохваловой было девять лет. «Любовь к Родине, патриотизм советских граждан стали мощнейшим оружием в борьбе с фашистами», – уверена Ираида Павловна. Её воспоминания помогают потомкам представить те страшные годы. Ранее читателям газеты «МА» она рассказывала, как была спасена лучшей подругой Ниночкой. И сразу после пережитого, и в настоящее время весь ужас войны передать словами практически невозможно. И только вера в Бога и поддержка близких помогли ей и всем людям выжить.

- В годы войны, когда мы ехали в эвакуацию в Казахстан поездом, во время бомбежки столько натерпелись! Лучше бы я воевала, чем лежать в поле под бомбами, ну, конечно, что ребенку девяти лет на войне  делать, только в колхозе помогать своим детским трудом. Урожай собирали, пололи, окучивали. Нам давали работу не по силам. Дети часто падали в обморок в поле, никто об этом не знал, только дети знали. Дети от голода без памяти падали.

Помню, после  войны ехали  из Казахстана, мне тогда было 13 лет. Все дети, нас было около 200 человек, тогда были под впечатлением, увидев во время движения эшелона пленных немцев. Все мы хотели посмотреть на них вживую. Они выглядели такими зачуханными. Наш эшелон двигался, кто плакал, кто радовался, нам тогда так было интересно, не передать словами.

И вот когда мы прибыли к месту назначения, нас никто сначала не принял. Во Львовской области, в городе Судовая Вишня, нас приютила  церковь. Тогда все население  боялось бандеровцев. Рядом с церковью стояла  пристройка, там жили 400 монашек  и нас всех туда поместили. Запомнилось крепкое здание, я еще тогда про себя подумала: просто так стены не выломаешь, если захотят нас с внешной стороны обидеть. Там жили недолго, года два. Почему – не знаю, наверно, из-за монашек.

Помню, мы с ребятами впервые поп­робовали американскую колбасу, никогда не забуду её вкус, такая вкуснятина. Также вручили коробку как будто бы из под конфет, но только с печеньями, дали каждому ребенку, это была помощь от американцев детям. Я все время коробку с собой таскала. Воспитательница просила, чтобы я оставила её, но я не могла, таскала  за пазухой, хотя она давно уже была пустой. Нас чуток подкормили, но все равно мы не могли наесться досыта, постоянно это ощущение голода было.

Вскоре нас отправили куда-то подо Львов.  Мы не учились, таскали кирпичи, жили там до 15 лет. Однажды  нас заставили чистить огромный бак на кухне, мы тогда даже не спали, я решилась и возразила, в итоге,  наша бригада ушла спать. В шесть часов утра, то ли газ, то ли что-то другое, в общем, произошел взрыв, погибла девочка со второго этажа, прямо вниз упала на кухню, вместе с ней хоронили повариху и рабочего. После этого случая я с двумя подругами решила убежать, нам уже  дали паспорта, тогда было мне пятнадцать, попросила поставить дату рождения, чтобы быть шестнадцатилетней. Мне все равно было. По пути мы останавливались в колхозах, там руки нужны были, картошку собирали, на сене спали. И вот так мы долго- долго скитались и в итоге очутились в Москве, затем отправили нас в Краснодар.

Нас устроили в фабрично-заводское училище, я училась на портниху, нас кормили, одевали. Я хорошо закончила школу. Квартиру я не смогла оплачивать и решилась поехать на Быков-Мыс. С 1957 года я здесь. Забербовали на рыбообработку, а заставили носилки тас­кать. А сколько горя перенесла, это толь­ко Бог знает! Я и сына потеряла, и в таких условиях трудных жила. Я все пережила. На всю жизнь мне запомнился ужас, пережитый во время бомбежки и пулеметного обстрела из самолета, когда я чуть не погибла, от пули меня уберег тяжелый и толстый ранец. Мне было очень страшно, всем было страшно, стрельба и гул самолета, дети кричат, кругом огонь, это невозможно забыть. Не знаю, как я выжила, все это было как кошмарный сон. Возможно, Бог и моя подруга мне помогли не умереть.

Хочу добавить самую суть в мой рассказ – человеку нужна православная или любая другая вера, чтобы легче и достойнее преодолевать тяжёлые испытания. Вера помогает жить, она объединяет, возможно, именно поэтому у верующих больше шансов выжить в трудные времена. Почти в каждом человеке заложена вера в Бога. Когда по каким-либо обстоятельствам жизни становится тяжело на душе, и ничего делать не хочется, и такое может быть, что даже жить не хочется, то люди идут в храм на богослужение, а я свои испытания пережила и преодолела как верующий человек.  Я убедилась на своем опыте, что вера помогает. Многие люди не знают, зачем она нам нужна. Другие в ней сомневаются. У каждого человека всегда должен быть кто-то, с кем легче, с кем можно перенести невзгоды и трудности. А таких невзгод в моей жизни было достаточно, пускай я не знала материнской ласки, любви отца, но я привыкла добиваться в жизни всего сама. Я прожила трудную и честную жизнь, но не жалею ни о чем, было много слёз, огорчений, разочарований, но несмотря ни на что продолжаю жить. Мои воспоминания о прожитых годах, родном и всегда любимом сыне, друзьях, знакомых оставили во мне светлую память о прожитых годах.

Во время войны дети и подростки пахали землю, таскали огромные тяжести, косили и стоговали сено. С утра до вечера они трудились, не покладая рук. Все люди в то время жили верой – верой в Победу. Сегодня дети войны – это особое поколение, они последние свидетели тех трагических дней. Они уже пожилые люди. Своё детство они никогда не забудут.

Сейчас Ираида Павловна, как и все пожилые люди её возраста, старается не сидеть без дела, постоянно чем-то себя занимает, то дома уберется, то что-то в порядок приведет. Или будет рисовать причудливые рисунки, в которых отображает очертания безоблачного детства, радость яркого солнечного дня, цветущие сады,  детей,  идущих за водой к колодцу и играющих на лужайке. Она надеется, что дети, увидевшие её картинки, будут помнить её и ценить свое безмятежное детство, которого у неё не было, которое осталось только её мечтой.  

Ульяна ПОПОВА

Фото из семейного архива

И.П. Самохваловой